Из-за сложной эпидемиологической ситуации многие регионы объявили о переводе части сотрудников на удаленную работу. Такие меры ввели Ленинградская, Оренбургская, Пензенская, Волгоградская области, Республика Алтай, Ханты-Мансийский автономный округ и Москва. При этом формат дистанционной работы стал востребованнее вне зависимости от коронавирусных ограничений. Согласно исследованиям, весной в России удаленно работали более 3 млн человек – порядка 5,5% от общего числа. А в долгосрочной перспективе эта цифра может вырасти до 10% – или 5,5 млн, прогнозирует Минтруда. Годом ранее, до пандемии, официально дистанционных работников было порядка 30 тысяч. И их права не всегда четко регулировались законодательно.
В связи с этим фракция партии «Единая Россия» разработала и внесла поправки в Трудовой кодекс. Они закрепили права и обязанности работников и работодателей при различных формах удаленной занятости. С распространением COVID-19 эти нормы не теряют актуальности, считает первый заместитель руководителя фракции партии «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев.
«Вопрос перехода на «удаленку» полностью урегулирован. Это и условия временного перевода, защита прав работников при этом. Те условия, которые должен соблюсти законодатель. При участии «Единой России» создана рабочая группа, которая следит за применением закона совместно профсоюзами и работодателями. Нарушений или споров, которые возникли в связи с реализацией положений этого закона, не зафиксировано», – сказал Андрей Исаев, отметив, что фракция продолжит совершенствовать трудовое законодательство. В частности, остался неурегулированным вопрос о ненормированном рабочем дне, заключении срочных трудовых договоров, электронном документообороте. Он будет решаться уже в новом созыве Госдумы.
В Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) подтвердили – пока массовых запросов на усовершенствование закона от работников не поступало.
«Он еще мало работает, и во многом удаленная работа зависит от волн пандемии. Но мы уже наблюдаем, что сама организация труда вышла на определенный уровень, когда те, кто могут работать на «удаленке», уже это делают. А новых сотрудников особо не отправляют – есть специфика: существуют специальности, которые не могут работать дистанционно. Поэтому пока никакого потока дополнительных предложений нет. Но мы готовы рассматривать их и решать любые такие вопросы», – отметил председатель ФНПР Михаил Шмаков.
Скорее всего, в России будет развиваться частичная «удаленка» – комбинированный способ организации труда, когда человек трудится определенное время на рабочем месте в коллективе. «Есть, конечно, какие-то отдельные вопросы, которые можно решать удаленно. Но это не дает большого выигрыша работодателю, поэтому бурного роста не ожидается», – считает он.
В Подмосковье в условиях ухудшения эпидемиологической обстановки законодательное регулирование удаленной формы работы позволило создать условия для защиты уязвимых категорий граждан от риска заражения коронавирусной инфекцией, отметил депутат Мособлдумы, член комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Евгений Аксаков.
«Свыше 63 тысяч работников организаций на территории Московской области осуществляют деятельность на временно удаленной работе в условиях распространения коронавирусной инфекции. Большинство лиц данной категории – люди старше 65 лет и граждане с хроническими заболеваниями. Эпидемиологическая ситуация в России, также как и в Московском регионе, непростая. Удаленная форма работы еще будет востребована в связи с распространением коронавируса. Но еще более важно, чтобы население пришло к пониманию необходимости вакцинации, которая спасает жизни», – подчеркнул Евгений Аксаков.
В январе вступили в силу поправки в Трудовой кодекс, которые защитили права удаленных работников – их разработала и обеспечила принятие в Госдуме фракция партии «Единая Россия». Поводом послужил массовый перевод сотрудников офисов и предприятий в режим удаленной работы в связи с пандемией коронавируса. Поправки определяют понятия дистанционной работы, а также временной удаленной занятости, которая не может длиться более полугода, и комбинированной, предполагающей совмещение работы из дома и из офиса. Вид дистанционной занятости закрепляется в трудовом договоре или допсоглашении. В Трудовом кодексе появилась норма, согласно которой удаленная работа не может быть основанием для снижения зарплаты.